История метро в датах
Метрополитен в городе Санкт-Петербург предлагали строить многократно, начиная с 1889 года, но к строительству приступили только в 1941 году, в апреле, а уже спустя несколько месяцев работы пришлось прервать из-за войны. Снова строить метро в Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) начали только в 1946 году и 15 ноября 1955 года (ровно, день в день, 20 с половиной лет спустя после открытия московского метро) открыли движение на пусковом участке из 7-ми подземных станций: "Площадь Восстания", "Владимирская", "Технологический институт", "Балтийская", "Нарвская", "Кировский завод" и "Автово". Ещё одну подземную станцию на этом участке - "Пушкинская" (между "Технологическим институтом" и "Владимирской") открыли чуть позже - 30 апреля 1956 года. Первая линия получила название Кировско-Выборгская. Он шла от Московского вокзала через центр города мимо Витебского вокзала до Балтийского вокзала и далее на юго-западные окраины, сразу связав 3 из 5-ти ж/д вокзалов Ленинграда. 1 июня 1958 года линия была продлена от Московского вокзала на север на 2 подземные станции "Чернышевская" и "Площадь Ленина", причём последняя станция - первая на правом берегу Невы и располагалась рядом с Финляндским вокзалом. Так в единую транспортную сеть были связаны уже 4 вокзала.
Работы по строительству ленинградского метро шли ударными темпами и уже 29 апреля 1961 года было открыто движение по первому участку 2-й линии, получившей название Московско-Петроградская. Линия начиналась от станции "Технологический институт", образующей с одноимённой станцией Кировско-Выборгской линии первый в ленинградском метро пересадочный узел (кстати, и первый в СССР и единственный в городе на данный момент кроссплатформенный) и шла на юг на 4 подземные станции "Фрунзенская", "Московские Ворота", "Электросила" и "Парк Победы".
1 июля 1963 года Московско-Петроградская линия протянулась на север на 4 подземные станции "Площадь Мира", "Невский проспект", "Горьковская" и "Петроградская", причём две последние станции впервые в отечественном метростроении располагались на острове.
В мае 1966 года Кировско-Выборгская линия была продлена ещё на 1 перегон и в ленинградском метро появилась первая наземная станция "Дачное", расположенная поблизости от депо.
3 ноября 1967 года открылся первый участок новой, 3-й линии, получившей название Невско-Василеостровская. Линия шла через весь город с северо-запада на юго-восток города. Первый участок включал 4 подземные станции: "Василеостровская", расположенная на острове, "Гостиный двор" (на которой была сделана возможность пересадки на станцию "Невский проспект" Московско-Петроградской линии), "Маяковская" (на которой была сделана возможность пересадки на станцию "Площадь Восстания" Кировско-Выборгской линии) и "Площадь Александра Невского".
Каждая новая открывавшаяся линия сразу получала пересадки на уже существующие линии, что самым благоприятным образом способствовало удобству пользования метрополитеном. Был создан костяк из 3-х линий, насквозь пронизывающих центр города. Теперь эти линии можно было смело вести дальше на окраины.
25 декабря 1969 года Московско-Петроградская линия была продлена на юг на 1 подземную станцию "Московская".
21 декабря 1970 года Невско-Василеостровская линия была продлена на юго-восток на 2 подземные станции "Елизаровская" и "Ломоносовская".
25 декабря 1972 года Московско-Петроградская линия была продлена на юг ещё на 2 станции "Звёздная" (подземная) и "Купчино" (наземная).
22 апреля 1975 года Кировско-Выборгская линия была продлена на север на 2 подземные станции "Выборгская" и "Лесная".
31 декабря этого же года линия была продлена на север ещё на 3 подземные станции "Площадь Мужества", "Политехническая" и "Академическая".
29 сентября 1977 года от станции "Автово" Кировско-Выборгская линия была продлена на юго-запад на 2 подземные станции "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов", а первая наземная станция ленинградского метро "Дачное" была закрыта.
29 декабря 1978 года Кировско-Выборгская линия была продлена на северо-восток на 2 станции "Гражданский проспект" (подземная) и "Комсомольская" (наземная). Это было последнее открытие новых станций на Кировско-Выборгской линии. На данный момент её протяжённость составляет 29,6 км, на ней расположены 19 станций (из них 18 подземных).
5 октября 1979 года Невско-Василеостровская линия была продлена на северо-запад на 1 подземную станцию "Приморская".
10 июля 1981 года эта же линия была продлена на юго-восток на 2 подземные станции "Пролетарская" и "Обухово".
4 ноября 1982 года Московско-Петроградская линия была продлена на север на 3 подземные станции "Чёрная речка", "Пионерская" и "Удельная", придя на правобережье Невы.
28 декабря 1984 года Невско-Василеостровская линия была продлена на юго-восток на 1 наземную станцию "Рыбацкое". Это было последнее открытие новой станции на этой линии. На данный момент протяжённость Невско-Василеостровской линии составляет 22,5 км и на ней расположены 10 станций (из них 9 подземных) (самая короткая линия в Санкт-Петербурге, имеющая наименьшее количество станций и единственная линия, не имеющая станций на правом берегу Невы).
Но к этому времени стандартная советская "трёхлинейка" уже не могла удовлетворить транспортные потребности Ленинграда, и 30 декабря 1985 года открылся первый участок новой, 4-й линии, получившей название Правобережная, из 4-х подземных станций. От станции "Площадь Александра Невского", образующей пересадочный узел с одноимённой станцией Невско-Василеостровской линии, на левом берегу Невы, Правобережная линия шла на запад, на правый берег Невы, где шли одна за другой 3 станции "Красногвардейская", "Ладожская" и "Проспект Большевиков", причём станция "Ладожская" была построена с учётом того, что в дальнейшем рядом с ней был открыт ещё один вокзал - Ладожский.
1 октября 1987 года Правобережная линия была продлена на юго-восток ещё на 1 подземную станцию "Улица Дыбенко".
19 августа 1988 года Московско-Петроградская линия была продлена на север на 2 подземные станции "Озерки" и "Проспект Просвещения".
Было понятно, что единственная пересадка не позволяет полноценно использовать Правобережную линию, поэтому все дальнейшие усилия ленинградских метростроевцев были направлены именно на работы на этой линии, что привело к продлению её 30 декабря 1991 года на 3 подземные станции: "Лиговский проспект", "Достоевская" и "Садовая", причём две последние образовывали новые пересадочные узлы - соответственно "Достоевская" со станцией "Владимирская" Кировско-Выборгской линии и "Садовая" со станцией "Сенная площадь" Московско-Петроградской линии.
Теперь ленинградским метростроевцам предстояло продлевать Правобережную линию далее на северо-запад. Но в связи с распадом СССР и наступившей перестройкой финансирование метростроя резко сократилось - естественно, сократились и темпы метростроевских работ.
К тому же в июле 1995 года произошла самая серьёзная авария в истории отечественного метростроения - на перегоне "Лесная"-"Площадь Мужества" Кировско-Выборгской линии плывун затопил тоннель, из-за чего линия была "разорвана" и участок "Площадь Мужества"-"Девяткино" стал транспортным анклавом, связанным с остальной сетью метро автобусным маршрутом. И так небогатое финансирование пришлось делить, исправляя последствия аварии.
Ввиду нехватки средств новый участок Правобережной линии на северо-западе включал только 2 подземные станции "Спортивная" и "Чкаловская". Дорогостоящее строительство пересадочного узла Правобережной и Невско-Василеостровской линии из двух станций "Адмиралтейская" было оставлено "на потом", на "лучшие времена". Эти станции не введены в строй до сих пор.
15 января 1999 года Правобережная линия была продлена на северо-запад ещё на 1 подземную станцию "Старая Деревня", вернувшись наконец-то на тот самый правый берег Невы, в честь которого линия и получила название.
Пропущенную на этом перегоне подземную станцию "Крестовский остров" достроили и открыли чуть позже - 3 сентября этого же года.
Спустя 9 лет после случившегося прорыва плывуна, 26 июня 2004 года, наконец-то удалось восстановить движение на перегоне "Лесная"-"Площадь Мужества".
2 апреля 2005 года Правобережная линия была продлена на север ещё на 1 подземную станцию "Комендантский проспект". Это было последнее открытие новой станции на этой линии. На данный момент протяжённость Правобережной линии составляет 23,3 км и на ней расположены 13 подземных станций.
Последнее открытие новой, юбилейной (60-й) станции в санкт-петербургском метро состоялось 22 декабря 2006 года, когда Московско-Петроградская линия была продлена на север на 1 наземную станцию "Парнас". Всего же Московско-Петроградская линия имеет 18 станций (из них 16 подземных) и протяжённость 30,1 км.
Итого на данный момент в санкт-петербургском метро 4 линии общей протяжённостью 105,5 км, на которых расположены 60 станций (56 подземных). Пересадочных узлов - 6, все двухстанционные.
За всё время существования санкт-петербургского метро переименованиям подверглись 3 станции - в 1992 году: станция "Комсомольская" Кировско-Выборгской линии стала "Девяткино", станция "Площадь Мира" Московско-Петроградской линии стала "Сенная площадь" и станция "Красногвардейская" Правобережной линии стала "Новочеркасская".

Источник информации: forum.mymetro.ru