Подземные сооружения Канализационный коллектор
И пойдет оно по трубам!

В Петербурге 9 октября запустят первую нить нового канализационного коллектора. Ее пуск позволит значительно улучшить экологическую обстановку в Неве и, соответственно, в Финском заливе. А уже в 2010 году строители сдадут «дублера» – работы по сооружению второй нити коллектора сегодня ведутся полным ходом. Корреспондент «НВ» спустился на 80-метровую глубину для того, чтобы убедиться в этом.
Сейчас сложно поверить, что до 1979 года Ленинград был совершенно не канализированным городом. Каждый день в водоемы сливалось 3,5 миллиона кубометров неочищенных стоков. До определенного момента в этом не было ничего страшного – Нева имеет очень сильное течение, и она, по сути, сама себя очищала. Когда город превратился в крупнейший промышленный центр, эта схема потеряла актуальность. Даже быстрые невские воды не справлялись с последствиями городских сбросов. Выходом из этой ситуации стало открытие в 1979 году первой станции аэрации. Воду стали очищать, но главную проблему – что делать с осадком? – тогда решить не удалось.
Подобные вопросы в каждой стране решаются по-своему. В СССР осадок вывозили на специальные полигоны. За 20 лет в нашем городе на такие полигоны отправили более 4 миллионов тонн этой гадости. В XXI веке осадок стали сжигать по новым технологиям, одновременно вырабатывая электричество и пар. Таким образом, например, отапливается почти весь Канонерский остров. А вот проблема сброса стоков до сих пор была не решена.
На невских набережных расположены сотни больших и малых выпусков. Обычно они скрыты под водой, но, когда Нева мелеет, трубы различного диаметра хорошо видны даже невооруженным глазом. Сейчас специалисты ГУП «Водоканал» буквально метр за метром обследуют их, чтобы понять, сколько из каждой трубы выливается неочищенной жижи и как быстро эти выпуски можно переключить на новый коллектор.
Вот и вчера водолазы, не обращая внимания на ветер и холодную воду, продолжали замеры. На сей раз под прицел специальных приборов учета попали стоки на Свердловской набережной. За полчаса установили, что выпуск номер 122, например, ежедневно сливает по 50 тысяч кубометров неочищенных стоков. После ввода в строй коллектора эта грязь будет направляться прямиком в общую трубу, а из нее попадать на очистные сооружения в районе Ольгино.
Заложили этот грандиозный объект еще 20 лет назад, но по понятным причинам возведение коллектора превратилось в один из главных городских долгостроев. На взгляд дилетанта, это довольно странно – подумаешь, что стоит прокопать под землей тоннель диаметром 4,5 метра? На самом же деле даже в теории все гораздо сложнее. Сама «труба» коллектора залегает на глубине 80 метров. Для сравнения – поезда метрополитена возят пассажиров на расстоянии вдвое меньшем от земли. Чтобы прорыть 12-километровый тоннель от Финляндского моста до Ольгино, потребовалось возвести десятки вспомогательных шахт. Через них поставляются материалы, техника, отсюда на место строительства попадают и рабочие.
Чтобы оказаться в этом «глубоком подземелье», необходимо для начала… возвыситься над ней. Вмещающая не более 10 человек клеть начинает свой путь из-под самого купола наземной части шахты. Дорога вниз, если спуск плавный, занимает около полутора минут. С непривычки нахождение в ухающей вниз клети вызывает легкое головокружение. Хотя бывалые рабочие на это давно не обращают никакого внимания. Наконец, первобытный лифт замирает – можно выходить. До самого коллектора, правда, еще придется шагать и шагать по полутемным тоннелям. Все вспомогательные шахты расположены от него на расстоянии от 500 метров до 2 километров. Дно каждой шахты – это так называемый руддвор. Здесь расположены десятки механизмов, «паркуются» небольшие электровозы и вагонетки, на которых вывозят отработанную породу. Если до нужного места проходчикам необходимо добираться больше 2 километров, их тоже сажают в них. Все оборудование помещается на пятачке длиной всего лишь 36 метров, так что рабочим приходится осторожно пробираться между различными металлическими конструкциями. Зато во вспомогательном тоннеле можно шагать свободно. Путь к коллектору освещают сотни лампочек, хотя их света все равно не хватает тем, кто не привык к подобным условиям. Под ногами хлюпает грязь, и эти звуки зачастую становятся единственными на долгом пути. Антураж очень напоминает компьютерную игру, в которой супергерой уничтожает тысячи мерзких тварей. Вот только никаких существ, кроме рабочих, здесь нет – даже крысы на такую глубину не рискуют спускаться.
– Некого тут бояться, разве что только призраков, – смеются строители. – Да и тех тут никто никогда не видел.
А вот когда электровозы начинают движение, становится немного не по себе. Тележки катятся с таким грохотом, что кажется, будто по тоннелю летит адский поезд на полном ходу. На самом же деле они ползут как черепахи, так что даже самый ленивый и медлительный шахтер (а таких здесь нет и быть не может) вовремя отойдет в сторону с рельсов.
По сравнению со вспомогательными тоннелями нить коллектора выглядит как-то неприглядно. Но именно ради строительства этой темной трубы все и затевалось. Причем с использованием самых передовых технологий. Канализационные стоки – субстанция не самая приятная не только на запах. Со временем выделяющиеся газы и кислая среда разрушили бы своды. Чтобы этого не произошло, 100-миллиметровые тюбинги и 250-миллиметровую «железобетонную рубашку» обработали конузитом, специальным покрытием, защищающим от разрушительного воздействия паров сероводорода. Пришлось строителям столкнуться и со своим местным «размывом». К счастью, подземную реку обнаружили вовремя, еще не успев в нее «вбуриться». Интересный факт – водоем пролегает как раз под знаменитыми «Крестами». Не будь рабочие столь внимательными, тюрьма могла бы уйти под землю.
После того как обе нити коллектора полностью введут в строй, большинство вспомогательных шахт просто зальют бетоном. Если не следить за ними постоянно, то даже небольшая трещина может обернуться катастрофой – грунты пойдут в тоннель, а на поверхности образуются огромные дыры.
В 2010 году, когда в строй введут и вторую нитку, у «Водоканала» появится возможность переключать канализационные потоки из одного тоннеля в другой и обследовать своды. Самое же главное в том, что новая система позволит очищать 95 процентов городских стоков.

Подготовленно при помощи сайта www.nevskoevremya.spb.ru редактором Vooka